Горячая линия по вопросам оплаты труда

Раздел «Горячая линия по вопросам оплаты труда» направлен на повышение качества работы с обращениями граждан по вопросам повышения оплаты труда педагогических работников.

Вы можете направить свое обращение через форму обращений граждан, пройдя по ссылке.

Также Вы можете направить заявление в инспекцию труда, которая проверит соблюдение трудовых прав и поможет устранить нарушения через сайт Федеральной службы по труду и занятости в целях защиты прав и интересов работников и работодателей через Систему электронных сервисов ОНЛАЙНИНСПЕКЦИЯ.РФ.

Обращаем Ваше внимание, что по вопросам оплаты труда работников:

  1. Минпросвещения России (https://open.edu.gov.ru/salary/)
  2. Минкультуры России (http://www.mkrf.ru/hotline/)
  3. Минтруда России (https://rosmintrud.ru/ministry/programms/27)
  4. Минздрава России (https://www.rosminzdrav.ru/poleznye-resursy/goryachaya-liniya-dlya-rabotnikov-byudzhetnyh-uchrezhdeniy-po-voprosam-oplaty-truda).

Телефонов специалистов органов местного самоуправления, осуществляющих управление в сфере образования, для ответов на устные обращения

 Также Вы можете направить свое обращение через форму общений граждан. Если Вы хотите, чтобы по Вашему обращению было принято конкретное решение, укажите в поле для обращения следующую информацию:

  • Фамилию, Имя, Отчество
  • Адрес на который вам будет отправлен ответ (электронная почта или почтовый адрес (индекс, субъект Российской Федерации, район, населенный пункт, улица, дом, квартира)
  • Наименование организации, в которой Вы работаете
  • Занимаемую Вами должность
  • Где находится организация, в которой Вы работаете

Ваше обращение будет принято к рассмотрению. Ответ будет направлен на указанный Вами адрес в течение 30 дней.

Типовые вопросы в части повышения оплаты труда и ответы к ним.

В какие сроки должны быть выплачены заработная плата и отпускные работникам? Кто несет ответственность за несвоевременную выплату заработной платы?

Ответ:

В соответствии со ст. 136 ТК РФ заработная плата выплачивается не реже чем каждые полмесяца в день, установленный правилами внутреннего трудового распорядка организации, коллективным договором, трудовым договором. Для отдельных категорий работников федеральным законом могут быть установлены иные сроки выплаты заработной платы.

В соответствии со ст. 136 ТК РФ оплата отпуска производится не позднее чем за три дня до его начала.

В соответствии со ст. 236 ТК РФ при нарушении работодателем установленного срока соответственно выплаты заработной платы, оплаты отпуска, выплат при увольнении и (или) других выплат, причитающихся работнику, работодатель обязан выплатить их с уплатой процентов (денежной компенсации) в размере не ниже одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансированияЦентрального банка Российской Федерации от невыплаченных в срок сумм за каждый день задержки начиная со следующего дня после установленного срока выплаты по день фактического расчета включительно. Размер выплачиваемой работнику денежной компенсации может быть повышен коллективным договором, локальным нормативным актом или трудовым договором. Обязанность выплаты указанной денежной компенсации возникает независимо от наличия вины работодателя.

Порядок установления заработной платы работникам? Из чего состоит заработная плата работников?

Ответ:

Заработная плата работнику устанавливается согласно статье 135 Трудового Кодекса Российской Федерации (ТК РФ) трудовым договором в соответствии с действующей системой оплаты труда в учреждении. Системы оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования, устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.

В соответствии со статьей 132 ТК РФ размеры заработной платы работников зависят от квалификации работника, сложности выполняемой работы, количества и качества затраченного труда.Заработная плата работников не ограничивается максимальным размером.

Заработная плата работников состоит из 3-х частей:

1. Вознаграждение за труд, размер которого зависит от таких факторов как квалификация работника, сложность, количество, качество и условия выполняемой работы;

2. Компенсационные выплаты – доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера;

3. Стимулирующие выплаты – доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты.

В чем разница выплат стимулирующего характера от выплат компенсационного?
Ответ:

Размеры заработной платы устанавливаются на основе нормативных правовых актов организации, и в соответствии со статьей 132 Трудового Кодекса Российской Федерации (ТК РФ) зависят от квалификации, сложности выполняемой работы, количества и качества затраченного труда.

Стимулирующие выплаты в отличие от выплат компенсационного характера направлены на стимулирование достижения высоких результатов трудовой деятельности, повышение производительности труда и поощрение работников.

В соответствии с пунктом 16 Единых рекомендаций по установлению на федеральном, региональном и местном уровнях систем оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений на 2016 год (утверждены решением Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений от 25 декабря 2015 г. № 12) (Единые рекомендации) размеры и условия осуществления выплат стимулирующего характера для всех категорий работников учреждений устанавливаются организацией самостоятельно посредством соглашений, коллективных договоров, локальных нормативных актов, принимаемых с учетом мнения представительного органа работников на основе показателей и критериев эффективности работы.

Работодатель вправе обоснованно не выплатить или снизить размер выплаты стимулирующего характера при наличии у работника дисциплинарного взыскания и (или) нарушения работников Правил внутреннего распорядка.

Компенсационные выплаты выплачивают за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных. Обязательные компенсационные выплаты прямо предусмотрены существующими нормативными правовыми актами Российской Федерации, вместе с тем в договорном порядке могут быть установлены и иные, дополнительные компенсационные выплаты.

К обязательным относятся (ст.146 ТК РФ): выплаты за труд работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда или в местностях с особыми климатическими условиями; за работу в выходные и праздничные дни; за сверхурочную работу и в ночное время; за выполнение обязанностей временно отсутствующего работника без освобождения от основной работы.

Что такое минимальный размер оплаты труда (МРОТ) и прожиточный минимум?

Ответ:

Размер МРОТ регулируется Федеральным законом от 19 июня 2000 г. № 82-ФЗ «О минимальном размере оплаты труда», а также статьей 133 ТК Российской Федерации, которой устанавливается федеральный и региональный уровень.

Минимальный размер оплаты труда устанавливается одновременно на всей территории Российской Федерации федеральным законом.

Согласно статье133 ТК Российской Федерации размер минимальной заработной платы в субъекте Российской Федерации устанавливается с учетом социально-экономических условий и величины прожиточного минимума трудоспособного населения в соответствующем субъекте Российской Федерации. Размер минимальной заработной платы в субъекте Российской Федерации не может быть ниже минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом.

Минимальный размер оплаты труда, установленный федеральным законом, обеспечивается:

организациями, финансируемыми из бюджетов субъектов Российской Федерации, - за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации, внебюджетных средств, а также средств, полученных от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности;

организациями, финансируемыми из местных бюджетов, - за счет средств местных бюджетов, внебюджетных средств, а также средств, полученных от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности;

другими работодателями - за счет собственных средств.

Месячная заработная плата работника, полностью отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), не может быть ниже минимального размера оплаты труда.

Прожиточный минимум – стоимостная оценка потребительской корзины, а также обязательные платежи и сборы, устанавливается в соответствии с Федеральным законом от 24 октября 1997 г. № 134-ФЗ «О прожиточном минимуме в Российской Федерации».

Статьей 4 указанного закона предусмотрено, что его величина в целом по Российской Федерации определяется Правительством РФ ежеквартально на основании потребительской корзины и данных федерального органа исполнительной власти по статистике об уровне потребительских цен на продукты питания, непродовольственные товары и услуги и расходов по обязательным платежам и сборам.

Прожиточный минимум в субъектах Российской Федерации предназначается для:

оценки уровня жизни населения соответствующего субъекта Российской Федерации при разработке и реализации региональных социальных программ;

оказания необходимой государственной социальной помощи малоимущим гражданам;

формирования бюджетов субъектов Российской Федерации;

других установленных федеральным законом целей.

 

Акимова Ольга Алексеевна родилась в селе Табуны, Табунского района, Алтайского края. Закончила Табунскую среднюю школу, Горно-Алтайский государственный педагогический институт по специальности – учитель биологии. Начала трудовую деятельность в Елизаветградской восьмилетней школе в качестве учителя биологии, химии, географии. В разные годы работала старшей пионервожатой в г. Горно-Алтайске, учителем биологии, географии, директором школы в Самборской восьмилетней школе. С 1988 года – инспектор районо, ведущий и главный специалист, с 2004 года - председатель комитета администрации Табунского района по образованию.

Замужем, имеет 2 дочери и сына.

 

Перечни информационных систем, банков данных, реестров, регистров, находящихся в ведении

МОУО и подведомственных организаций

График приема руководством


Акимова Ольга Алексеевна

председатель комитета по образованию

понедельник с 9.00 до 17.00 ч.;

обеденный перерыв с 13.00 до 14.00 ч.

тел.: 8(38583) 22-3-03

 

 

Функции Комитета

Комитет в соответствии с возложенными на него полномочиями осуществляет следующие основные функции:

Общие полномочия:

  • осуществляет политику в области образования в рамках Табунского района через разработку концепций и программ развития системы образования района;
  • осуществляет мониторинг результативности программы развития образования района;
  • организует работу по формированию муниципальных заданий для подведомственных образовательных организаций;
  • организует в пределах своей компетенции межведомственную координацию с районными службами по вопросам здоровья и безопасности детей и работников;
  • обеспечивает гражданам, проживающим на данной территории, возможности выбора общеобразовательного учреждения;
  • организует и осуществляет мероприятия по работе с детьми в районе;
  • создает условия для развития новых типов образовательных организаций в районе с учетом запросов населения;
  • проводит мероприятия по созданию, реорганизации и ликвидации образовательных организаций;
  • готовит предварительную экспертную оценку для принятия решения о реконструкции, модернизации, изменении назначения или о ликвидации зданий образовательных организаций;
  • контролирует деятельность образовательных организаций в пределах своих полномочий;
  • контролирует соблюдение законодательства Российской Федерации и законодательства субъектов Российской Федерации в области образования несовершеннолетних;
  • ежегодно публикует среднестатистические данные о соответствии условий осуществления образовательного процесса в образовательных организациях, информирует жителей района о деятельности системы образования, планах и программах по развитию системы образования в районе.

В области развития:

  • разрабатывает мероприятия, направленные на реализацию действующего законодательства Российской Федерации, Алтайского края в области образования;
  • обеспечивает развитие механизмов государственно-общественного управления образованием на территории Табунского района;
  • согласовывает программу развития образовательной организации;
  • назначает представителей Комитета в состав управляющих советов образовательных организаций;
  • осуществляет контроль за деятельностью образовательных организаций в пределах своих полномочий.

В области общего, дошкольного и дополнительного образования:

  • разрешает первоначальный прием детей, не достигших возраста 6 лет 6 месяцев или достигших 8 лет, в общеобразовательные организации, реализующие образовательные программы начального общего, основного общего и среднего общего образования;
  • регулирует порядок приема граждан в дошкольные образовательные организации.
  • ведет учет несовершеннолетних, не посещающих или систематически пропускающих по неуважительным причинам занятия в общеобразовательных организациях;
  • создает условия для работы психолого-медико-педагогических комиссий, которые выявляют несовершеннолетних с ограниченными возможностями здоровья и (или) отклонениями в поведении, совместно с органами здравоохранения, проводят их комплексное обследование и готовят рекомендации по оказанию им психолого-медико-педагогической помощи и определению форм дальнейшего обучения и воспитания несовершеннолетних;
  • осуществляет мониторинг результатов образовательной деятельности обучающихся.
  • проводит выборочную диагностику качества образования, определяемых рамками нормативных документов в подведомственных организациях;
  • обеспечивает проведение государственной итоговой аттестации обучающихся, освоивших образовательные программы основного общего и среднего общего образования, в том числе в форме единого государственного экзамена, осуществляет контроль за проведением государственной итоговой аттестации выпускников образовательных организаций;
  • обеспечивает перевод совершеннолетних обучающихся с их согласия и несовершеннолетних обучающихся с согласия их родителей (законных представителей) в другие организации, осуществляющие образовательную деятельность по образовательным программам соответствующих уровня и направленности в случае прекращения деятельности муниципальной образовательной организации аннулирования лицензии, лишения ее государственной аккредитации по соответствующей образовательной программе или истечения срока действия государственной аккредитации по соответствующей образовательной программе;
  • осуществляет координацию деятельности дошкольных образовательных организаций и школ в обучении и воспитании детей дошкольного возраста;
  • определяет порядок комплектования дошкольных образовательных организаций;
  • содействует организации трудового обучения и профориентации школьников;
  • устанавливает плату, взимаемую с родителей (законных представителей) за присмотр и уход за детьми в дошкольных образовательных организациях, и ее размер;
  • принимает решение о снижении размера родительской платы или ее не взимание с отдельных категорий родителей (законных представителей);
  • устанавливает плату, взимаемую с родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся за содержание детей в образовательной организации, а также за присмотр и уход за детьми в группах продленного дня, и ее размер.

В области финансово-экономической деятельности:

осуществляет:

  • расчет субсидий, необходимых для выполнения бюджетными образовательными организациям установленных муниципальных заданий, и лимитов обязательств казенных образовательных организаций;
  • финансирование выполнения образовательными организациями установленного муниципального задания, программных мероприятий в области образования, текущего и капитального ремонта имущества, закрепленного за образовательными организациями в установленном порядке за счет средств бюджета Табунского района и субвенций, выделяемых из бюджета Алтайского края;
  • бухгалтерский учет деятельности образовательных организаций на основании заключенных договоров;
  • экономический анализ и прогнозирование финансово - хозяйственной деятельности образовательных организаций;
  • выплату компенсаций затрат дошкольным образовательным организациям и общеобразовательным организациям, реализующим основную общеобразовательную программу дошкольного образования, на воспитание, обучение и образование детей-инвалидов;
  • непосредственное и организационное обеспечение и исполнение начисления и выплаты ежемесячной компенсации части родительской платы за присмотр и уход за детьми в образовательных организациях, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования;
  • выплаты вознаграждений за выполнение функций классного руководителя педагогическим работникам образовательных организаций, реализующих общеобразовательные программы начального общего, основного общего и среднего общего образования.
  • создает условия для осуществления самостоятельной финансово­хозяйственной деятельности в образовательных организациях;
  • утверждает бюджетную смету казенных образовательных организаций, план финансово-хозяйственной деятельности бюджетных образовательных организаций;
  • содействует привлечению внебюджетных средств для финансирования программ развития муниципальной системы образования и образовательных организаций;
  • разрабатывает и осуществляет мероприятия по совершенствованию оплаты труда работников образовательных организаций;
  • обеспечивает развитие и обновление материально-технической базы образовательных организаций;
  • формирует и представляет заявки на размещение муниципальных заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд Комитета; подготавливает и обеспечивает заключение муниципальных контрактов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для муниципальных нужд в рамках своей компетенции и осуществляет контроль за их исполнением;
  • осуществляет контроль за эффективным расходованием средств бюджетов всех уровней, сохранностью денежных и товарно-материальных ценностей в образовательных организациях района;
  • осуществляет освоение средств, выделенных на район в рамках краевых целевых программ;
  • содействует образовательным организациям по техническому оснащению зданий, образовательных кабинетов, школьных столовых, медицинских кабинетов, спортивных залов, технических мастерских и обеспечению их соответствия требованиям органов государственного контроля и надзора;
  • участвует в формировании и реализации адресных программ капитального ремонта, реконструкции и текущего ремонта зданий образовательных организаций;
  • осуществляет функцию заказчика по реконструкции и капитальному ремонту зданий образовательных организаций района, проводит экспертизу и утверждение в установленном порядке проектной документации на строительство районных объектов образования, осуществляет контроль за производством работ в пределах полномочий, предоставленных Главой Администрации района;
  • осуществляет контроль за предоставлением образовательными организациями платных образовательных услуг и устанавливает условия изъятия в бюджет денежных средств, полученных ими за платные образовательные услуги, оказанные вместо образовательной деятельности, финансируемой за счет средств бюджета;
  • финансирует периодические медицинские обследования педагогических работников, предрейсовый медицинский и технический контроль школьных автобусов, проведение производственного контроля и аттестации рабочих мест в образовательных организациях;
  • устанавливает ежегодные контрольные цифры приема, определяет количество групп и классов в образовательных организациях в зависимости от санитарных норм и имеющихся условий для осуществления образовательного процесса (исходя из предельной наполняемости, принятой при расчете норматива бюджетного финансирования).

В области кадровой политики:

  • осуществляет подбор, прием на работу работников Комитета в пределах своей компетенции, а также назначает руководителей образовательных организаций;
  • согласует должностные инструкции работников Комитета, руководителей образовательных организаций;
  • организует обучение резерва руководителей образовательных организаций;
  • установление порядка и сроков проведения аттестации кандидатов на должность руководителя и руководителя образовательной организации;
  • изучает потребность Табунского района в специалистах в области образования;
  • осуществляет деятельность по методической подготовке педагогических кадров и по повышению квалификации и переподготовке кадров в районе, готовит предложения по формированию плана-заказа на повышение квалификации и переподготовку педагогических и управленческих кадров;
  • осуществляет меры по социальной защите кадров, обеспечению прохождения ежегодного бесплатного медицинского осмотра работников образовательных организаций;
  • проводит оценку профессиональной деятельности руководителей образовательных организаций с целью начисления ежемесячных выплат высокую результативность профессиональной деятельности и за качественное предоставление образовательных услуг;
  • устанавливает размеры выплат стимулирующего характера руководителям образовательных организаций в соответствии с нормативными документами;
  • поощряет руководителей образовательных организаций по итогам работы;
  • готовит в установленном порядке предложения по награждению работников муниципальной системы образования государственными наградами и присвоению почетных званий, а также поощрению обучающихся, воспитанников, работников муниципальной системы образования;
  • обеспечивает правовые консультации работникам организаций образования по вопросам их профессиональной деятельности;
  • организует работу по учету и спецучету граждан, находящихся в запасе и работающих в организациях образования;
  • формирует базы данных:
  • потребности в педагогических кадрах;
  • имеющих правительственные награды;
  • передового педагогического опыта;
  • резерва педагогических и руководящих кадров;
  • пенсионеров, ветеранов педагогического труда.

В области опеки и попечительства несовершеннолетних, защите прав детей:

  • выявляет детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и ведёт учёт выявленных детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
  • производит немедленное отобрание ребёнка у родителей (одного из них) или у других лиц, на попечении которых он находится, при непосредственной угрозе его жизни или здоровью и незамедлительно уведомляет прокурора об отобрании ребёнка, обеспечивает временное устройство ребёнка;
  • принимает необходимые меры по защите прав и интересов детей в случаях смерти родителей, лишения их родительских прав, ограничения их в родительских правах, признания родителей недееспособными, болезни родителей, длительного отсутствия родителей, уклонения родителей от воспитания детей или от защиты их прав и интересов, в том числе при отказе родителей взять своих детей из воспитательных организаций, лечебных организаций, организаций социальной защиты населения и других аналогичных организаций, а также в других случаях отсутствия родительского попечения;
  • исполняет обязанности опекуна (попечителя) до устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на воспитание в семью или в учреждение, избирает формы устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
  • обращается в суд с иском о лишении родительских прав или об ограничении в них и участвует в принудительном исполнении решений, связанных с отобранием ребёнка и передаче его другому лицу (лицам);
  • проводит обследование условий жизни ребёнка и лица (лиц), претендующего на его воспитание, предоставляет суду акты обследования и основанные на нём заключения по существу спора;
  • даёт согласие на усыновление ребёнка несовершеннолетних родителей при отсутствии у них родителей или опекунов, участвует в судах по рассмотрению дел об установлении усыновления детей, имеет права требования отмены усыновления детей;
  • участвует в рассмотрении в судебном порядке дел о лишении или ограничении родительских прав, о восстановлении в родительских правах.
  • защищает права выпускников воспитательных организаций, лечебных организаций и организаций социальной защиты населения;
  • разрешает разногласия между родителями по вопросам, касающимся воспитания и образования детей, исходя из интересов детей и с учётом их мнения и разрешает споры об общении ребёнка с близкими родственниками исходя из интересов ребёнка и с учётом его мнения;
  • рассматривает предложения, заявления и жалобы граждан по вопросам опеки и попечительства, защиты прав несовершеннолетних и принимает по ним необходимые меры;
  • назначает представителей для защиты прав и интересов детей в случае разногласия между родителями и детьми;
  • защищает права лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, от 18 до 23 лет;
  • контролирует соблюдение прав и законных интересов детей:
  • осуществляет контроль за условиями содержания, воспитания и образования детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в образовательных организациях;
  • осуществляет надзор за деятельностью опекунов, попечителей, приёмных родителей и патронатных семей.

В области информатизации образования:

  • обеспечивает разработку и реализацию программы информатизации системы образования района;
  • осуществляет информационное обеспечение подведомственных образовательных организаций через сайт Комитета;
  • проводит единую техническую политику по оснащению образовательных организаций вычислительной техникой, программным обеспечением и средствами телекоммуникаций, организации ее обслуживания и модернизации;
  • обеспечивает создание и размещение информационных материалов о районной системе образования на сайте Комитета;
  • содействует внедрению и организует контроль за бесперебойной работой сети Интернет, автоматической информационной системы «Сетевой город. Образование», электронного документооборота в образовательных организациях района;
  • осуществляет мониторинг соответствия сайтов образовательных организаций требованиям законодательства;
  • обеспечивает техническое сопровождение проведения ЕГЭ в пунктах проведения, актуализацию базы ЕГЭ;

В области информационно-методической и опытно - экспериментальной работы:

  • организует информационно-методическое обеспечение образовательных организаций;
  • проводит работу по обобщению и распространению опыта эффективной педагогической и управленческой деятельности в муниципальной системе образования;
  • обеспечивает консультативную поддержку педагогов образовательных организаций в реализации задач по повышению качества образования и воспитания, по проблемам совершенствования профессионального мастерства, методики проведения различных видов занятий и их учебно-методического и материально-технического обеспечения;
  • способствует организации опытно - экспериментальной и инновационной деятельности в образовательных организациях;
  • проводит мероприятия, направленные на изучение и распространение опыта экспериментальной и инновационной деятельности образовательных организаций и педагогов района;
  • разрабатывает механизмы и проводит конкурсы педагогического мастерства, создаёт условия для профессионального развития педагогических и руководящих работников;
  • организует, координирует работу опорной школы, районных методических объединений, экспертных и творческих групп;
  • содействует повышению квалификации и профессиональной переподготовки педагогических и руководящих кадров района;
  • организует экспертизу деятельности педагогических работников на первую и высшую квалификационные категории.

В области нормативно-правового регулирования и регламентации деятельности образовательных организаций:

  • оказывает помощь образовательным организациям при разработке Устава образовательной организации и других учредительных документов;
  • создает условия, необходимые для получения образовательными организациями лицензий;
  • осуществляет контроль за своевременным прохождением регламентационных процедур образовательных организаций района;
  • разрабатывает проекты муниципальных правовых актов в области образования;
  • отслеживает, контролирует и дает рекомендации по совершенствованию нормативно-правовой деятельности образовательных организаций;
  • проводит экспертную оценку последствий договора аренды недвижимого имущества образовательных организаций для обеспечения образования, воспитания и развития, отдыха и оздоровления детей, оказания им медицинской, лечебно-профилактической помощи, социальной защиты и социального обслуживания детей и вносит предложения по контролю соблюдения условий аренды;
  • согласовывает уставы муниципальных образовательных организаций.

В области воспитания и оздоровления детей и подростков:

  • организует на школьном и муниципальном уровнях проведение олимпиад и иных интеллектуальных, творческих конкурсов, физкультурных и спортивных мероприятий, способствует получению результатов обучающихся на более высоких уровнях проведения данных конкурсов;
  • осуществляет мероприятия по организации школьных каникул, развитию детского и молодежного движения в районе, ученического самоуправления, различных профильных отрядов школьников, в том числе по месту жительства;
  • организует подготовку и проведение летней оздоровительной кампании в районе, содействует летнему трудоустройству несовершеннолетних, контролирует работу школьных производственных бригад и сельскохозяйственных звеньев, летнюю производственную практику обучающихся, отдых и оздоровление детей и подростков в летнее время;
  • участвует в разработке основных направлений деятельности и осуществляет мероприятия по вопросам патриотического воспитания молодежи;
  • планирует и организует работу по допризывной подготовке юношей;
  • проводит районные массовые мероприятия с членами детских организаций, со школьниками по спорту, туризму, декоративно-прикладному, техническому и художественному творчеству;
  • организует участие одаренных школьников в различных краевых, региональных и всероссийских конкурсах и олимпиадах;
  • организует работу и контролирует профилактическую деятельность образовательных организаций с детьми по предупреждению беспризорности и безнадзорности;
  • осуществляет контроль за работой образовательных организаций по профилактике социально-обусловленных заболеваний, правонарушений школьников, постановке на учет детей группы риска и организации работы с ними;
  • разрабатывает и внедряет в практику работы образовательных организаций программы и методики, направленные на формирование законопослушного поведения несовершеннолетних;
  • разрабатывает систему воспитательных и разъяснительных мер, направленных на профилактику алкоголизма, наркомании и иных негативных проявлений среди молодых граждан, предупреждение разжигания социальной, расовой, национальной и религиозной розни;
  • проводит конференции, семинары, совещания, участвует в работе и программах различных образовательных детских и молодежных организаций, органов, комиссий и комитетов.

В своей деятельности Комитет руководствуется Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, указами Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации, приказами, инструктивными указаниями Министерства образования и науки Российской Федерации, законами Алтайского края, постановлениями Администрации Алтайского края, муниципальными правовыми актами Табунского района, а также Положением о комитете администрации Табунского района по образованию

Комитета осуществляет функции и полномочия учредителя подведомственных муниципальных образовательных организаций Табунского района (далее - образовательные организации) по нижеследующим направлениям в соответствии с  Положением:

  • Организация предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования по основным общеобразовательным программам в образовательных организациях (за исключением полномочий по финансовому обеспечению реализации основных общеобразовательных программ в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами.)
  • Организация предоставления дополнительного образования детей в муниципальных образовательных организациях.
  • Создание условий для осуществления присмотра и ухода за детьми, содержания детей в образовательных организациях.
  • Подготовка предложений о создании, реорганизации и ликвидации образовательных организаций.
  • Обеспечение содержания зданий и сооружений образовательных организаций, обустройство прилегающих к ним территорий.
  • Учет детей, подлежащих обучению по образовательным программам дошкольного, начального общего, основного общего и среднего общего образования.
  • Закрепление образовательных организаций за конкретными территориями Завьяловского района.
  • Ведение учета форм получения образования, определенных родителями (законными представителями) детей, имеющих право на получение общего образования каждого уровня и проживающих на территории Завьяловского района.
  • Обеспечение питанием обучающихся за счет бюджетных ассигнований местного бюджета.
  • Организация и контроль за летней оздоровительной кампанией и отдыхом детей в каникулярное время в муниципальных образовательных организаций.
  • Организация бесплатной перевозки обучающихся в образовательных организациях, реализующих основные общеобразовательные программы, между поселениями в границах Завьяловского района.
  • Организация и проведение олимпиад и иных интеллектуальных и (или) творческих конкурсов, физкультурных мероприятий и спортивных мероприятий (далее - конкурсы), направленных на выявление и развитие у обучающихся интеллектуальных и творческих способностей, способностей к занятиям физической культурой и спортом, интереса к научной (научно-исследовательской) деятельности, творческой деятельности, физкультурно-спортивной деятельности, на пропаганду научных знаний, творческих и спортивных достижений.
  • Назначение руководителя образовательной организации, установление порядка и сроков проведения аттестации кандидатов на должность руководителя и руководителя образовательной организации.
  • Закрепление и изъятие движимого имущества, находящегося в оперативном управлении у образовательных организаций.
  • Осуществление полномочий главного распорядителя бюджетных средств и получателя бюджетных средств.
  • Осуществление иных установленных Федеральным законом от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 273-ФЗ) и иными законами Российской Федерации и Алтайского края полномочий в сфере образования.

Функции Комитета

Комитет в соответствии с возложенными на него полномочиями осуществляет следующие основные функции:

Общие полномочия:

  • осуществляет политику в области образования в рамках  Табунского района через разработку концепций и программ развития системы образования района;
  • осуществляет мониторинг результативности программы развития образования района;
  • Организует работу по формированию муниципальных заданий для подведомственных образовательных организаций;
  • организует в пределах своей компетенции межведомственную координацию с районными службами по вопросам здоровья и безопасности детей и работников;
  • обеспечивает гражданам, проживающим на данной территории, возможности выбора общеобразовательного учреждения;
  •  организует и осуществляет мероприятия по работе с детьми в районе;
  • создает условия для развития новых типов образовательных организаций в районе с учетом запросов населения;
  •  проводит мероприятия по созданию, реорганизации и ликвидации образовательных организаций;
  • готовит предварительную экспертную оценку для принятия решения о реконструкции, модернизации, изменении назначения или о ликвидации зданий образовательных организаций;
  • контролирует деятельность образовательных организаций в пределах своих полномочий;
  • контролирует соблюдение законодательства Российской Федерации и законодательства субъектов Российской Федерации в области образования несовершеннолетних;
  • ежегодно публикует среднестатистические данные о соответствии условий осуществления образовательного процесса в образовательных организациях, информирует жителей района о деятельности системы образования, планах и программах по развитию системы образования в районе.

 В области развития:

  • разрабатывает мероприятия, направленные на реализацию действующего законодательства Российской Федерации, Алтайского края в области образования;
  • обеспечивает развитие механизмов государственно-общественного управления образованием на территории  Табунского района;
  • согласовывает программу развития образовательной организации;
  • назначает представителей Комитета в состав управляющих советов образовательных организаций;
  • осуществляет контроль за деятельностью образовательных организаций в пределах своих полномочий.

 В области общего, дошкольного и дополнительного образования:

  • разрешает первоначальный прием детей, не достигших возраста 6 лет 6 месяцев или достигших 8 лет, в общеобразовательные организации, реализующие образовательные программы начального общего, основного общего и среднего общего образования;
  • регулирует порядок приема граждан в дошкольные образовательные организации.
  • ведет учет несовершеннолетних, не посещающих или систематически пропускающих по неуважительным причинам занятия в общеобразовательных организациях;
  • создает условия для работы психолого-медико-педагогических комиссий, которые выявляют несовершеннолетних с ограниченными возможностями здоровья и (или) отклонениями в поведении, совместно с органами здравоохранения, проводят их комплексное обследование и готовят рекомендации по оказанию им психолого-медико-педагогической помощи и определению форм дальнейшего обучения и воспитания несовершеннолетних;
  • осуществляет мониторинг результатов образовательной деятельности обучающихся.
  • проводит выборочную диагностику качества образования, определяемых рамками нормативных документов в подведомственных организациях;
  • обеспечивает проведение государственной итоговой аттестации обучающихся, освоивших образовательные программы основного общего и среднего  общего образования, в том числе в форме единого государственного экзамена, осуществляет контроль за проведением государственной итоговой аттестации выпускников образовательных организаций;
  • обеспечивает перевод совершеннолетних обучающихся с их согласия и несовершеннолетних обучающихся с согласия их родителей (законных представителей) в другие организации, осуществляющие образовательную деятельность по образовательным программам соответствующих уровня и направленности в случае прекращения деятельности муниципальной образовательной организации аннулирования лицензии, лишения ее государственной аккредитации по соответствующей образовательной программе или истечения срока действия государственной аккредитации по соответствующей образовательной программе;
  • осуществляет координацию деятельности дошкольных образовательных организаций и школ в обучении и воспитании детей дошкольного возраста;
  • определяет порядок комплектования дошкольных образовательных организаций;
  • содействует организации трудового обучения и профориентации школьников;
  • устанавливает плату, взимаемую с родителей (законных представителей) за присмотр и уход за детьми в дошкольных образовательных организациях, и ее размер;
  • принимает решение о снижении размера родительской платы или ее не взимание с отдельных категорий родителей (законных представителей);
  • устанавливает плату, взимаемую с родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся за содержание детей в образовательной организации, а также за присмотр и уход за детьми в группах продленного дня, и ее размер.

В области финансово-экономической деятельности:

осуществляет:

  • расчет субсидий, необходимых для выполнения бюджетными образовательными организациям установленных муниципальных заданий, и лимитов обязательств казенных образовательных организаций;
  • финансирование выполнения образовательными организациями установленного муниципального задания, программных мероприятий в области образования, текущего и капитального ремонта имущества, закрепленного за образовательными организациями в установленном порядке за счет средств бюджета Табунского района и субвенций, выделяемых из бюджета Алтайского края;
  • бухгалтерский учет деятельности образовательных организаций на основании заключенных договоров;
  • экономический анализ и прогнозирование финансово - хозяйственной деятельности образовательных организаций;
  • выплату компенсаций затрат дошкольным образовательным организациям и общеобразовательным организациям, реализующим основную общеобразовательную программу дошкольного образования, на воспитание, обучение и образование детей-инвалидов;
  • непосредственное и организационное обеспечение и исполнение начисления и выплаты ежемесячной компенсации части родительской платы за присмотр и уход за детьми в образовательных организациях, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования;
  • выплаты вознаграждений за выполнение функций классного руководителя педагогическим работникам образовательных организаций, реализующих общеобразовательные программы начального общего, основного общего и среднего общего образования.
  • создает условия для осуществления самостоятельной финансово­хозяйственной деятельности в образовательных организациях;
  • утверждает бюджетную смету казенных образовательных организаций, план финансово-хозяйственной деятельности бюджетных образовательных организаций;
  • содействует привлечению внебюджетных средств для финансирования программ развития муниципальной системы образования и образовательных организаций;
  • разрабатывает и осуществляет мероприятия по совершенствованию оплаты труда работников образовательных организаций;
  • обеспечивает развитие и обновление материально-технической базы образовательных организаций;
  • формирует и представляет заявки на размещение муниципальных заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд Комитета; подготавливает и обеспечивает заключение муниципальных контрактов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для муниципальных нужд в рамках своей компетенции и осуществляет контроль за их исполнением;
  • осуществляет контроль за эффективным расходованием средств бюджетов всех уровней, сохранностью денежных и товарно-материальных ценностей в образовательных организациях района;
  • осуществляет освоение средств, выделенных на район в рамках краевых целевых программ;
  • содействует образовательным организациям по техническому оснащению зданий, образовательных кабинетов, школьных столовых, медицинских кабинетов, спортивных залов, технических мастерских и обеспечению их соответствия требованиям органов государственного контроля и надзора;
  • участвует в формировании и реализации адресных программ капитального ремонта, реконструкции и текущего ремонта зданий образовательных организаций;
  • осуществляет функцию заказчика по реконструкции и капитальному ремонту зданий образовательных организаций района, проводит экспертизу и утверждение в установленном порядке проектной документации на строительство районных объектов образования, осуществляет контроль за производством работ в пределах полномочий, предоставленных Главой Администрации района;
  • осуществляет контроль за предоставлением образовательными организациями платных образовательных услуг и устанавливает условия изъятия в бюджет денежных средств, полученных ими за платные образовательные услуги, оказанные вместо образовательной деятельности, финансируемой за счет средств бюджета;
  • финансирует периодические медицинские обследования педагогических работников, предрейсовый медицинский и технический контроль школьных автобусов, проведение производственного контроля и аттестации рабочих мест в образовательных организациях;
  • устанавливает ежегодные контрольные цифры приема, определяет количество групп и классов в образовательных организациях в зависимости от санитарных норм и имеющихся условий для осуществления образовательного процесса (исходя из предельной наполняемости, принятой при расчете норматива бюджетного финансирования).

В области кадровой политики:

  • осуществляет подбор, прием на работу работников Комитета в пределах своей компетенции, а также назначает руководителей образовательных организаций;
  • согласует должностные инструкции работников Комитета, руководителей образовательных организаций;
  • организует обучение резерва руководителей образовательных организаций;
  • установление порядка и сроков проведения аттестации кандидатов на должность руководителя и руководителя образовательной организации;
  • изучает потребность Табунского района в специалистах в области образования;
  • осуществляет деятельность по методической подготовке педагогических кадров и по повышению квалификации и переподготовке кадров в районе, готовит предложения по формированию плана-заказа на повышение квалификации и переподготовку педагогических и управленческих кадров;
  • осуществляет меры по социальной защите кадров, обеспечению прохождения ежегодного бесплатного медицинского осмотра работников образовательных организаций;
  • проводит оценку профессиональной деятельности руководителей образовательных организаций с целью начисления ежемесячных выплат высокую результативность профессиональной деятельности и за качественное предоставление образовательных услуг;
  • устанавливает размеры выплат стимулирующего характера руководителям образовательных организаций в соответствии с нормативными документами;
  • поощряет руководителей образовательных организаций по итогам работы;
  • готовит в установленном порядке предложения по награждению работников муниципальной системы образования государственными наградами и присвоению почетных званий, а также поощрению обучающихся, воспитанников, работников муниципальной системы образования;
  • обеспечивает правовые консультации работникам организаций образования по вопросам их профессиональной деятельности;
  • организует работу по учету и спецучету граждан, находящихся в запасе и работающих в организациях образования;
  • формирует базы данных:
  • потребности в педагогических кадрах;
  • имеющих правительственные награды;
  • передового педагогического опыта;
  • резерва педагогических и руководящих кадров;
  • пенсионеров, ветеранов педагогического труда.

В области опеки и попечительства несовершеннолетних, защите прав детей:

  • выявляет детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и ведёт учёт выявленных детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
  • производит немедленное отобрание ребёнка у родителей (одного из них) или у других лиц, на попечении которых он находится, при непосредственной угрозе его жизни или здоровью и незамедлительно уведомляет прокурора об отобрании ребёнка, обеспечивает временное устройство ребёнка;
  • принимает необходимые меры по защите прав и интересов детей в случаях смерти родителей, лишения их родительских прав, ограничения их в родительских правах, признания родителей недееспособными, болезни родителей, длительного отсутствия родителей, уклонения родителей от воспитания детей или от защиты их прав и интересов, в том числе при отказе родителей взять своих детей из воспитательных организаций, лечебных организаций, организаций социальной защиты населения и других аналогичных организаций, а также в других случаях отсутствия родительского попечения;
  • исполняет обязанности опекуна (попечителя) до устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на воспитание в семью или в учреждение, избирает формы устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
  • обращается в суд с иском о лишении родительских прав или об ограничении в них и участвует в принудительном исполнении решений, связанных с отобранием ребёнка и передаче его другому лицу (лицам);
  • проводит обследование условий жизни ребёнка и лица (лиц), претендующего на его воспитание, предоставляет суду акты обследования и основанные на нём заключения по существу спора;
  • даёт согласие на усыновление ребёнка несовершеннолетних родителей при отсутствии у них родителей или опекунов, участвует в судах по рассмотрению дел об установлении усыновления детей, имеет права требования отмены усыновления детей;
  • участвует в рассмотрении в судебном порядке дел о лишении или ограничении родительских прав, о восстановлении в родительских правах.
  • защищает права выпускников воспитательных организаций, лечебных организаций и организаций социальной защиты населения;
  • разрешает разногласия между родителями по вопросам, касающимся воспитания и образования детей, исходя из интересов детей и с учётом их мнения и разрешает споры об общении ребёнка с близкими родственниками исходя из интересов ребёнка и с учётом его мнения;
  • рассматривает предложения, заявления и жалобы граждан по вопросам опеки и попечительства, защиты прав несовершеннолетних и принимает по ним необходимые меры;
  • назначает представителей для защиты прав и интересов детей в случае разногласия между родителями и детьми;
  • защищает права лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, от 18 до 23 лет;
  • контролирует соблюдение прав и законных интересов детей:
  • осуществляет контроль за условиями содержания, воспитания и образования детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в образовательных организациях;
  • осуществляет надзор за деятельностью опекунов, попечителей, приёмных родителей и патронатных семей.

 В области информатизации образования:

  • обеспечивает разработку и реализацию программы информатизации системы образования района;
  • осуществляет информационное обеспечение подведомственных образовательных организаций через сайт Комитета;
  • проводит единую техническую политику по оснащению образовательных организаций вычислительной техникой, программным обеспечением и средствами телекоммуникаций, организации ее обслуживания и модернизации;
  • обеспечивает создание и размещение информационных материалов о районной системе образования на сайте Комитета;
  • содействует внедрению и организует контроль за бесперебойной работой сети Интернет, автоматической информационной системы «Сетевой город. Образование», электронного документооборота в образовательных организациях района;
  • осуществляет мониторинг соответствия сайтов образовательных организаций требованиям законодательства;
  • обеспечивает техническое сопровождение проведения ЕГЭ в пунктах проведения, актуализацию базы ЕГЭ;

 В области информационно-методической и опытно - экспериментальной работы:

  • организует информационно-методическое обеспечение образовательных организаций;
  • проводит работу по обобщению и распространению опыта эффективной педагогической и управленческой деятельности в муниципальной системе образования;
  • обеспечивает консультативную поддержку педагогов образовательных организаций в реализации задач по повышению качества образования и воспитания, по проблемам совершенствования профессионального мастерства, методики проведения различных видов занятий и их учебно-методического и материально-технического обеспечения;
  • способствует организации опытно - экспериментальной и инновационной деятельности в образовательных организациях;
  • проводит мероприятия, направленные на изучение и распространение опыта экспериментальной и инновационной деятельности образовательных организаций и педагогов района;
  • разрабатывает механизмы и проводит конкурсы педагогического мастерства, создаёт условия для профессионального развития педагогических и руководящих работников;
  • организует, координирует работу опорной школы, районных методических объединений, экспертных и творческих групп;
  • содействует повышению квалификации и профессиональной переподготовки педагогических и руководящих кадров района;
  • организует экспертизу деятельности педагогических работников на первую и высшую квалификационные категории.
  •  В области нормативно-правового регулирования и регламентации деятельности образовательных организаций:
  • оказывает помощь образовательным организациям при разработке Устава образовательной организации и других учредительных документов;
  • создает условия, необходимые для получения образовательными организациями лицензий;
  • осуществляет контроль за своевременным прохождением регламентационных процедур образовательных организаций района;
  • разрабатывает проекты муниципальных правовых актов в области образования;
  • отслеживает, контролирует и дает рекомендации по совершенствованию нормативно-правовой деятельности образовательных организаций;
  • проводит экспертную оценку последствий договора аренды недвижимого имущества образовательных организаций для обеспечения образования, воспитания и развития, отдыха и оздоровления детей, оказания им медицинской, лечебно-профилактической помощи, социальной защиты и социального обслуживания детей и вносит предложения по контролю соблюдения условий аренды;
  • согласовывает уставы муниципальных образовательных организаций.

В области воспитания и оздоровления детей и подростков:

  • организует на школьном и муниципальном уровнях проведение олимпиад и иных интеллектуальных, творческих конкурсов, физкультурных и спортивных мероприятий, способствует получению результатов обучающихся на более высоких уровнях проведения данных конкурсов;
  • осуществляет мероприятия по организации школьных каникул, развитию детского и молодежного движения в районе, ученического самоуправления, различных профильных отрядов школьников, в том числе по месту жительства;
  • организует подготовку и проведение летней оздоровительной кампании в районе, содействует летнему трудоустройству несовершеннолетних, контролирует работу школьных производственных бригад и сельскохозяйственных звеньев, летнюю производственную практику обучающихся, отдых и оздоровление детей и подростков в летнее время;
  • участвует в разработке основных направлений деятельности и осуществляет мероприятия по вопросам патриотического воспитания молодежи;
  • планирует и организует работу по допризывной подготовке юношей;
  • проводит районные массовые мероприятия с членами детских организаций, со школьниками по спорту, туризму, декоративно-прикладному, техническому и художественному творчеству;
  • организует участие одаренных школьников в различных краевых, региональных и всероссийских конкурсах и олимпиадах;
  • организует работу и контролирует профилактическую деятельность образовательных организаций с детьми по предупреждению беспризорности и безнадзорности;
  • осуществляет контроль за работой образовательных организаций по профилактике социально-обусловленных заболеваний, правонарушений школьников, постановке на учет детей группы риска и организации работы с ними;
  • разрабатывает и внедряет в практику работы образовательных организаций программы и методики, направленные на формирование законопослушного поведения несовершеннолетних;
  • разрабатывает систему воспитательных и разъяснительных мер, направленных на профилактику алкоголизма, наркомании и иных негативных проявлений среди молодых граждан, предупреждение разжигания социальной, расовой, национальной и религиозной розни;
  • проводит конференции, семинары, совещания, участвует в работе и программах различных образовательных детских и молодежных организаций, органов, комиссий и комитетов.

В своей деятельности Комитет руководствуется Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, указами Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации, приказами, инструктивными указаниями Министерства образования и науки Российской Федерации, законами Алтайского края, постановлениями Администрации Алтайского края, муниципальными правовыми актами  Табунского района, а также Положением о комитете администрации  Табунского района по образованию.


 

 


 ОБРАЩЕНИЕ

президиума Алтайского краевого родительского совета к родителям

Уважаемые родители!

Обращаемся с призывом принять максимальные меры для обеспечения

здоровья наших детей в период массового подъема инфекционных заболеваний!

В Алтайском крае превышен эпидемиологический порог заболеваемости ОРВИ и гриппом.

Для родителей нет хуже испытания, чем детские болезни, поэтому здоровье ребенка всегда стоит на первом месте. Но одних волнений и переживаний недостаточно, чтобы уберечь ребенка от болезней.

Уважаемые родители!

Заботьтесь о здоровье своих детей, придерживаясь правил гигиены. Воспитывайте у детей навыки культуры здорового образа жизни, демонстрируя их на собственном примере. Не забывайте об активном отдыхе, закаливающих процедурах, занятиях спортом, рациональном питании, личной гигиене. Президиум Алтайского краевого родительского совета рекомендует изучить памятку по профилактике ОРВИ и гриппа, разработанную Главным управлением по здравоохранению и фармацевтической деятельности совместно с Управлением Роспотребнадзора по Алтайскому краю.

ПОМНИТЕ!

Выполнение общих мер профилактики в период сезонного подъема уровня заболеваемости ОРВИ и гриппа – залог нашего здоровья и здоровья наших детей! Своевременное обращение к врачу снижает риск развития осложнений.


 Алтайский краевой совет родительской общественности (АКСРО) создан в целях развития демократического характера управления образованием и реализации основных принципов государственно-общественного управления системой образования.

АКСРО призван выражать интересы законных представителей обучающихся и воспитанников различных типов образовательных организаций при реализации государственных и общественных инициатив по развитию сферы образования на федеральном, краевом и муниципальном уровнях.

Координационную деятельность между заседаниями АКСРО, организацию текущей работы, включая подготовку заседаний Совета, публичное представление решений Совета, осуществляет Президиум АКСРО. В состав Президиума входят представители семи образовательных округов Алтайского края.


Вопросы, связанные с деятельностью АКСРО, организацией образовательного процесса, защитой прав детства, можно направлять по адресу электронной почты: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.